Мой город Вязьма
Официальный сайт города Вязьмы: только проверенная информация. Мы делаем повседневность историей.

 Наши награды

 Навигация
Главная страница
Поиск по сайту
Наш форум

 О городе Вязьма
История Вязьмы
Герб и флаг 
Гимн
Вязьмичи-Герои
Почетные граждане
Хронограф: факты и фотографии

 Местное самоуправление

 Поиск

 Антикоррупция


 Госслужбы


 Календарь
«« Январь 2017 »»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
20.01.2017

 Наша добрая Смоленщина

 Новости Городов воинской славы


 Этот день в истории


 Народное ополчение в 1941 году

 Народный дозор Памяти (взгляд из космоса)


 Хронограф: факты и фотографии

Хронограф: факты и фотогафии
"Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего"

Н.К. Рерих

До нашей эры

На основании археологических изысканий на территории города Вязьма утверждается, что история поселения на этом месте начинается до нашей эры. Многочисленные находки каменных орудий - топоров, скребков, наконечников стрел - свидетельствуют, что на месте, где сейчас стоит город Вязьма, люди поселились еще за две-три тысячи лет до нашей эры. О древнем заселении здешних мест свидетельствуют и многие неолитические стоянки, открытые на территории бассейна реки Вязьмы.

 

Наша эра

IXвек

 

О своей полной уверенности, что поселение здесь точно существовало в 9 веке, говорят историки. К ним присоединяются исследователи православия.

Xвек

 
Начальное место расположения города предопределила сама природа. С западной стороны берег обрывается крутым уступом к водной преграде. Северная сторона ограничивается глубоким оврагом, на юг и восток - заметный уклон. Именно на этом небольшом клочке земли была заложена первая крепость с земляным валом, окруженным глубоким рвом, а также дубовым тыном на возвышении и тремя срубными башнями. Это место вошло в историю под названием Верхнего города. Малые размеры крепости дали и второе название - Малый город.
Полагают, что в 990 г. (в других источниках 1013 г ) крестил Владимир "всю землю Смоленскую".

XI век

 
По житию преподобного Аркадия Вяземского Новоторжского Чудотворца (13/26 декабря 1077 г.) известно, что при его жизни в городе было несколько церквей.

XII век

 
Сухопутных дорог в XII веке практически не было. По рекам Вязьме, Косне и Вазузе плыли торговые ладьи из Волги в Днепр и обратно. Ходили суда через Вязьму по Западной Двине и ее притокам, тогда еще судоходным и весьма оживленным. Река действительно "вязала" между собой великие водные пути Древней Руси, за что и получила свое название, а затем передала его городу. Слышатся в названии и отголоски слов "вязкий", "топкий". Ведь места здесь были гиблые, болотистые. Колоритные названия улиц - тому подтверждение: Козье болото, Подболотье, Гнилище.
XIII век
Первое упоминание Вязьмы в летописях относится к 1239 году. Первый письменный источник от 1239 г. впервые отмечает существование Вязьмы, которую в 1239 г. получил в свой удел сын Владимира Рюриковича Андрей Владимирович, по прозванию Долгая Рука, женатый на дочери Мстислава Романовича Киевского погибшего 31 мая 1224 г при р.Калке (был первым князем в Вязьме) от великого князя Ярослава Всеволодовича.
Этот год (1239) и считается официальной датой рождения города Вязьмы.

XIV век

Живописец Лука в на своей миниатюре, писанной для "Смоленского псалтыри", изобразил Смоленщину похожей на маленького зайца в окружении четырех чудовищ, олицетворяющего царя македонского, царя римского, царя вавилонского и антихриста, показывая, что смоленская земля являлась постоянным объектом нападения врагов с запада, севера, востока и юг.

XVвек

1401 г. Страшный мор на Смоленской земле
1403 г. Вязьма попадает под литовское владычество. Войско под начальством Лугвения Ольгердовича явилось под Вязьмой и овладело городом без кровопролития. Пленив князя Иоанна Святославича, отослал его к Витовту.

1404 г (1406 г.) В Торжке князь Смоленский Юрий убил вяземского князя Симеона и супругу его Иулианию. Православная Церковь чтит память благоверной Иулиании, княгини Вяземской, 21 декабря (3 января), тело ее погребено в Торжке
В 1406 году в Вязьме в храме на Соборной горе погребен благоверный князь Симеон Вяземский, злодейски убитый в Торжке.
С 1493 г Вязьму присоединило к себе Московское княжество. В городе происходил обмен пленными между сторонами.
В 1495 г в вяземском Соборном храме молилась невеста великого князя Литовского Александра, дочь великого князя Московского Иоанна III - Елена.

XVI век

На протяжении многих веков Вязьма являлась форпостом русского государства. Сколь была важна его роль, говорят те факты, что цари неоднократно бывали здесь.
В 1506 г. во время войны с Литвою, осаждая Смоленск, великий князь Василий Иоаннович имел запасные полки в Вязьме. Польско-литовские отряды, разорили волость, пожгли посад, но гарнизон крепости отбил все штурмы.
В 1507 г. Литовский гетман, Смоленский воевода Станислав Кошка напал на город, разорил и испепелил город до основания.
8 октября 1508 г. заключен "вечный мир" между княжеством Литовским и Москвой, по которому за Москвою оставались вяземские земли. При новом воеводе Якове Захарьине крепость в Вязьме расширяется.

В 1514 г. в числе других русских войск Вязьма отправила свою дружину на Смоленск на борьбу с литовцами, а по взятии Смоленска великий князь Василий III Иоаннович торжественно славил и благодарил в Вяземской соборной церкви Господа Бога. С этого времени Вязьма теряет свое военно-стратегическое значение.
Во время борьбы за Смоленск в начале XVI в. Вязьма была базой русских войск. В XVI в. активно развивается ремесленная и торговая жизнь города. За рубеж справляли пеньку, меха, выделанные кожи, в том числе юфть красную.
В конце 1535 г благочестивый старец - Преподобный Герасим Болдинский с учеником Симеоном поставил келью на месте под Вязьмой, где стоял очень густой ольховый лес, который перерезывался речкой Бебрею. "Бе же на месте сем прежде корчемником, блудником прибежище и разбойником, и прочим играм бесовским, душегубство, убийство и кровопролитие" (II, 7). Прожив на месте этом семь лет, собрав вокруг себя благочестивых людей, Преподобный Герасим отправляется в Москву, где испрашивает благословение и грамоту у Митрополита Макария на построение церкви и позволение у царя Иоанна IV на основание обители.
Уже в 1542 г трудами монастырской братии и боголюбивых поселян Преподобный Герасим построил деревянный храм Клецкого типа с трапезной и келарской, во имя Иоанна Предтечи. С тех пор обитель по имени престольного храма называется Предтечевой, по городу- Вяземской. Позднее Преподобный Герасим начал строительство в монастыре храма во имя Вознесения Господня.
С 1565 г. во времена Ивана Грозного Вязьма приписана к опричнине.
В 1566 г. Иван Грозный посетил город и присутствовал на богослужении в Соборной церкви Иоанн IV Васильевич оставил в храме синодик с именами казненных при его правлении людей.
В 1594 г. в Вязьме насчитывалось 500 посадских дворов, 239 лавок.
В 1597—1598 гг. обветшавший Никольский собор главной церкви города был разобран по распоряжению Бориса Годунова и на его месте поставлен новый, к которому были пристроены Сергиевский, Трехсвятский и Рождественский приделы.

XVII век

 
В Смутное время в окрестностях Вязьмы происходили крестьянские волнения. В кровопролитной Смуте и русско-польских войнах XVII века Вязьма стала важным опорным пунктом. После вторжения польских в 1608-1618 гг. город неоднократно переходил из рук в руки.
В 1610 году соборный храм Вязьмы был разорен польскими отрядами под предводительством гетмана Жолкевского.
В 1616 г. в Вязьме осталось всего 126 дворов
С 1618 г Вязьма окончательно возвращена в состав Русского государства. По Деулинскому перемирию город был возвращен России и стал главной крепостью на западной границе.
С 1630 по 1634 год по приказу царя Михаила Федоровича, была реконструирована крепость "большого города" — деревянные башни заменили каменными, был возведен мощный земляной вал высотой от 8 до 16 метров и длиной 1,6 километра с глубоким рвом с трех сторон.
Деревянная срубная стена на валу имела шесть каменных башен и трое проездных ворот. Она стала называться Большим, или Нижним, городом. Башня, в которой дозорную службу вели стрельцы и пушкари, получила название Караульной. Командные заслуги воевод при обороне крепости нашли отражение в названии Воеводской башни, а Духовская, Ильинская и Спасская башни свои наименования получили от православных церквей и монастырей.

Служилые люди группировались по роду занятий, образовав внутри Большого города поселения типа Пушкарской и Стрелецкой слобод. Здесь находились воеводский и дьячий дворы, стрелецкие слободы, два монастыря, несколько церквей, в западной части — гостиный двор и торг. На детинце ("верхнем городе") — соборная Никольская церковь, запасы хлеба и оружия. Обширный посад располагался вдоль Смоленской, Бельской, Московской и Калужской дорог.

По повелению царя Михаила Феодоровича в 1635 году храм на Соборной горе отстроен заново и, в честь заключения под Вязьмой Поляновского мира в день Святой Троицы, переименован из Никольского в Свято-Троицкий.
В июне 1635 г. в городе было размещено около 1000 человек войска. Епископ Коломенский Рафаил, архимандриты, игумены, протопопы встречали в Вязьме тело умершего в 1613 г. в Польше Василия Ивановича Шуйского.
В 1635 -1638 гг. на территории Иоанно-Предтечева монастыря, при игумене Гурии на освященном месте, по устойчивой традиции, вместо главной деревянной шатровой церкви был построен соборный трехшатровый храм во имя Божией Матери Одигитрии с приделами Иоанна Предтечи и Симеона Богоприиица. Храм возведен на пожертвования царя Михаила Федоровича и боярина Ивана Никитича Романова и средства, полученные с царских вотчин. Церковь украшена тремя шатрами, а кладка выполнена из кирпичей шестнадцати разных размеров и форм. В прошлом таких храмов на Руси было немало, но патриарх Никон запретил строительство шатровых церквей, многие подобные строения были разрушены. До настоящего времени сохранились только два трехшатровых храма: один — в Вязьме, другой — в Угличе (Дивная церковь).
В 1641 г. вяземскому Свято-Троицкому собору Михаилом Федоровичем подарено Святое Евангелие.
Шедевром Иоанно-Предтеченского монастыря стала надвратная Вознесенская церковь, построенная в 1656 году, с колокольней и палатами, выполненная в стиле барокко.
В писцовой книге города 1646 г. впервые упомянут пряничник. В этот период Вязьма сохраняет значение торгового и ремесленного города. В больших количествах в Вязьме продавались хлеб, пенька, масло, рыба, местные фрукты, в т. ч. вишня и слива в патоке. Распространенными ремеслами были: кожевенное, скорняжное, сапожное.
В черте Большого города сформировались главные старинные улицы, застроенные домами преимущественно привилегированной части населения - князей, бояр, высшего духовенства и богатого купечества. Это улицы Большая Московская, Смоленская, а также Ильинская и Торговая площади. Вязьма принадлежит к числу тех немногих городов, в которых сохранилась радиальная планировка, характерная для древнерусских городов.
С 21 октября 1654 года по 10 февраля 1655 года Вязьма временно стала столицей Российского государства. Возвращаясь из Смоленска с войсками, царь Алексей Михайлович из-за разразившейся в Москве эпидемии вынужден был остановиться в Вязьме. В городе был построен деревянный дворец. Сюда же прибыли патриарх Никон и вся царская семья. Возможно, главный собор в Вязьме в это время являлся одновременной главным храмом страны.
После 1654 г. в Вязьму переселяют большое количество крестьян. Владельцами крестьян были - боярин Н. Романов, князь П. Пронский и др.
В 1673 г. число дворов в городе возросло - их стало 175.
По велению Алексея Михайловича в 1674 г начали перестраивать Свято-Троицкий собор. В 1676 г.
постройка была уже завершена.
В 1676 г настоятелем обители Иоано-Предтечева монастыря братией был избран игумен Питирим, впоследствии епископ, Святитель Тамбовский. Благоугодная жизнь святого Питирима была образцом для других иноков обители. Под руководством мудрого наставника Предтеченская обитель достигла духовного расцвета.
С 1681 года по указу царя Феодора Алексеевича при соборном храме учреждена кафедра епископов Вяземских (по другим, данным - 1679 г). В XVII—XVIII веках около собора стоял дом митрополита Крутицкого (Сарского и Подонского).

XVIII век

К началу 18 века Вязьма превратилась в значительный промышленный (кузнечное и кожевенное ремёсла) и торговый центр.
В описании городов и уездов Смоленской провинции 1725 г. о Вязьме сказано: «В том городе ветхие малый и большой городы построены деревянные на насыпном валу. В стенах шесть башен каменных. А оное строение во многих местах сгнило и обвалилось, также и башни ветхи и осыпались».

В 1727- 1728 гг на средства прихожан в стиле барокко построено каменное здание Богородицкой церкви.

   

1736 г на средства купца Ивана Григорьевича Вязьнева построен каменный храм в честь Преображения Господня с приделами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В 1751 г на пожертвования купца Лютова устроен иконостас и расписан главный храм.

10 мая 1739 г. по высочайшему указу императрицы Анны Иоанновны преосвященный Леонид, архиепископ Сарский и Подонский учредил в Иоано-Предтечевом монастыре Крутицкую семинарию. Семинария просуществовала при монастыре пять лет. 21 июня 1744 г последовал именной указ императрицы Елизаветы Петровны с повелением "Вяземскую семинарию" перевести в Москву в Покровский монастырь и именовать впредь Крутицкой"
В 1748-1749 гг на средства купцов и прихожан построен каменный двухэтажный храм в честь Богоявления Господня с приделом на первом этаже во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1762-1763 годах к нему пристроена трехъярусная колокольня.
В 1750 г на средства архимандрита Венедикта (Коптева) в Иоано-Предтечевом монастыре был выстроен каменный храм в честь иконы Знамения Божией Матери с приделом во имя Николая Чудотворца.
В 1763 г в слободе вяземских ямщиков на месте деревянного храма во имя Дмитрия Солунского построена новая каменная Ямская церковь. Ее основной престол был освящен в честь праздника Рождества Христова, но был сохранен и Дмитриевский придел. Строился каменный храм иждивением купца Тимофея Филипповича Бубнова и зажиточных ямщиков-прихожан. Часть суммы на строительство внес богатый мещанин Т.К.Лютов.
В 1765 г Свято-Троицкому собору купцами Калашниковами был подарен список Иверской иконы Божией Матери. Своё спасение от свирепствовавшей в 1771 году в России чумы, чудом обошедшей Вязьму, жители связывали с этим образом. В память об этом спасении на средства купца Авксентия Космича Фатова был построен придел во имя Иверской иконы.
В 1776 г. Вязьма получила статус города.
В 1778 г. Вязьма, как и большинство крупных населенных пунктов России, получила свой градостроительный план. Однако к этому времени в городе уже сложилась историческая планировка, и данный план, как и все последующие, не был реализован.
В описании Вязьмы 1779 г. упомянуты 12 храмов и 23 каменных дома.

10 октября 1780 императрица Екатерина Вторая утвердила гербы 12-ти смоленских уездных городов. В их числе была и Вязьма. Описание герба: "Ему принадлежит герб Смоленска, яко уделу старшему колена сих князей, то есть: в серебряном поле пушка черная на лафете золотом и на пушке райская птица, с различием от Смоленского герба положением наверху голубого титла".
Аркадьевский монастырь построен в 1783 г . на месте более древней деревянной церкви (1540г), перестроен в XIX веке. Представляет собой одноэтажный кубический объем или четверик, завершенный с востока полукружьем алтарной части апсиды. С запада к четверику примыкает удлиненная прямоугольная трапезная, вплотную к которой пристроена колокольня.
В 1791 г. была построена Екатерининская церковь
В 1792 г. в семье священника Богоявленского (Введенского) храма отца Иакова Глухарева родился известный миссионер и переводчик Библии, преподобный Макарий, просветитель Алтайский (1792-1847 гг).
Укрепления, опоясывавшие Большой город, просуществовали до последней четверти XVIII века. К этому времени они потеряли оборонное значение, пришли в негодность и по генеральному плану застройки Вязьмы были снесены. До наших дней дожили только четырехгранная Спасская башня с прочной кирпичной кладкой, мощными стенами да комплекс древних архитектурных сооружений Соборной горы.

XIX век
В 1803 г. расписывал и украшал Троицкий собор вяземский купец Макарий Зуев со своими рабочими.

В 1805 г в стиле классицизма построен монументальный храм Петра и Павла
В 1812 году вязьмичи вписали одну из героических страниц в историю Отечественной войны. Жители города собрали на оборону России полтора миллиона рублей и выставили 12 447 ополченцев. Свыше тысячи жителей уезда участвовали в Бородинском сражении.
Вошедшие в город французы использовали Свято-Троицкий собор в качестве соляного склада, затем он был сожжён. Наполеоновские солдаты разрушили все алтари, изломали иконостасы, утварь, ризницу, иконы похитили. Некоторое время соборный храм стоял без Богослужения.

22 октября 1812 года Вязьма стала местом большого сражения между отступавшей наполеоновской армией и русскими войсками.

«Со временем благородное дворянство и граждане Вязьмы, конечно, почувствуют цену сего великого подвига и воздадут должную благодарность освободителю их города. Пусть поставят они на том самом поле, где было сражение, хотя и не многоценный, но только могущий противиться времени памятник, и украсят его, по примеру древних, простою, но всеобъемлющею надписью: «От признательности благородного дворян сословия и граждан Вязьмы начальствовавшему российским авангардом генералу от инфантерии Милорадовичу за то, что он с 30000 россиян, разбив 50-тысячное войско неприятельское, исторгнул из рук его горящий их город, потушил пожары и возвратил оный обрадованному Отечеству и утешенным гражданам в достопамятный день 22 Октября 1812 года». Глинка Ф.Н. Письма русского офицера.
В 1813—1815 годах на средства, выделенные Священным Синодом, Свято-Троицкий собор был восстановлен.
В начале 1820-х после восстановительных работ возобновлено Богослужение в церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В 1830 г в стране бушевала холера. Эпидемия не затронула жителей Вязьмы, что вновь было связано с чудесной защитой Иверской иконы Божией Матери.
До начала 30-х годов обитель Иоано-Предтечева монастыря не могла оправиться от страшного опустошения после французского нашествия. C трудом братия исправила Никольский, а затем Вознесенский храмы. Соборная же церковь Одигитрии стояла в развалинах до 1832 года, когда назначенный настоятелем архимандрит Вениамин на пожертвования прихожан и купцов за несколько лет восстановил ее и в 1837 году этот храм был освящен.
В 1847—1849 гг. на средства купца Петра Гавриловича Сабельникова к Свято-Троицкому собору был перестроен Иверский придел, а с северной стороны устроен небольшой придел в честь благоверных князей Бориса и Глеба (в настоящее время не существует).
В 1850 году в Свято-Троицком соборе построили каменную четырехъярусную колокольню.
В 1857- 1861 гг в Вяземском духовном училище при Иоано-Предтечевом монастыре учился выдающийся русский ученый, основоположник почвоведения В.В. Докучаев
К середине XIX в. Вязьма стала снова наиболее значительным торгово-промышленным городом губернии, превосходившим Смоленск. По сведениям за 1850 г. в Вязьме работало 57 промышленных предприятий: 22 кожевенных, 5453 тыс. рублей (37% от суммы годового промышленного производства губернии). Знаменитые вяземские пряники выпускали 8 пряничных заводов. Работали воскобойные предприятия, кафельный и кирпичный заводы, даже был свой колокольный завод, удовлетворявший потребности губернии в колоколах. Большие доходы получало местное купечество от торговли льном.
В 1854 г. здесь 27 небольших фабрик и заводов, в т. ч. 7 кожевенных, 3 кирпичных. После прокладки в 1860— 1880-х гг. Московско-Брестской, Сызрано-Вяземской и Ржевско-Новоторжской железных дорог Вязьма становится крупнейшим железнодорожным узлом. Вязьма
Появляются новые производства: спичечные фабрики, маслобойные и льноперерабатывающие заводы.
В 1862 году с северной стороны Введенской церкви к храму сделана двухэтажная пристройка с приделами в честь святителя Тихона Задонского и преподобного Тихона Калужского.
В 1896 году после обследований, проведенных архитектором Гунстом и инженерами Морозовым и Ястребовым, были проведены работы по укреплению фундамента Свято-Троицкого храма. Собору в то время принадлежала и каменная Фроловская часовня стоявшая у моста через реку Вязьму (до наших дней не сохранилась).
кирпичных, 4 паточных и т.д. с годовым оборотом в выполняла роль торгового посредника: через неё шли товары в Белоруссию, Польшу и другие страны, через Гжатск и Ржев – в Петербург.

К концу XIX века в Вязьме человека. В городе действовали мужская и женская гимназии, учительская семинария, духовное училище, 13 частных школ. проживало примерно 16 тысяч человек, в городе строились двух и трёхэтажные дома. Их насчитывалось около 400. В собственных владениях жили 6052

XX век

К началу ХХ в. православные верующие составляли 96,6%627 приходов, в которых было 763 церкви, 291 часовня и 16 монастырей (5 из них женских). В Смоленской губернии духовное обучение велось в 10325 одноклассных школах, 4 духовных училищах; 10 мужских и 2 женских учительских второклассных школах; Духовной семинарии и Епархиальном женском училище.
В 1900 г. в Вязьме насчитывалось 131 промышленное и 381 торговое предприятие.
населения Смоленской губернии. Смоленская епархия насчитывала церковно-приходских двухклассных и


В 1904 г в Вязьме проживало 20 266 человек. Преимущественно жилая застройка была деревянной с прилегающими сараями и огородами, в центральной части находились двухэтажные общественные и частные дома.
В 1908 г в Вязьме произошло крупное наводнение: вода затопила подвалы стоящих по берегам реки домов, превратила возвышенные участки в острова. По свидетельствам очевидцев, вода перекатывалась даже через Фроловский мост.
В 1911-1912 гг в связи с подготовкой к празднованию   100   летнего   юбилея   победы   над французами, на средства купца Рогожина были проведены большие ремонтные работы в Богородицком храме.
На Торговой площади 22 октября 1912 г был установлен памятник прославившемуся в бою за Вязьму Перновскому полку.
В мае 1913 г «Вяземский комитет 1812 года» постановил считать Богородицкую церковь храмом-памятником.
В 1913 г установлен крестный ход в память изгнания французов из Вязьмы.
В 1914 г судьба многих горожан была опалена началом мировой войны. Среди вязьмичей многие имели награды. В частности, сын врача вяземской гимназии В. Янковский стал полным Георгиевским кавалером, а двадцатилетняя гимназистка Дарья Иванова, погибшая в Карпатах в 1915 году, была удостоена Георгиевских медалей 2-й и 3-й степени.

В 1916 г в Вязьме « в целях поддержания и создания соответствующего настроения среди населения и для войск, в нем расположенных, на только что посаженном против бараков бульваре» был открыт первый в России памятник «Героям второй Отечественной войны». На обелиск предполагалось «заносить имена героев, Георгиевских кавалеров…а также имена героев-вязьмичей». Обелиск разрушен в 20-е годы, постамент сохранялся до начала 60-х годов (в начале Красноармейского шоссе со стороны хлебозавода, там, где сейчас проходит пешеходная аллея).
С 20 сентября 1917 г по 22 февраля 1918 г выпускник медицинского факультета Киевского университета, начинающий русский писатель М.А. Булгаков работал врачом в Вяземской городской земской больнице.
25 октября 1917 г на квартире большевика Г.С. Овсяника состоялось заседание Вяземского ревкома, на котором было решено захватить власть в городе.
После революции на территории Иоано-Предтечева монастыря проживал на покое епископ Орловский и Севский Макарий ( Гневушев Михаил Васильевич), бывший настоятелем Ново-Спасского мужского монастыря в Москве в 1909-1913 годах. При епископе Макарии в обители возобновились регулярные службы, он сам воссоздал церковный хор. 4 сентября 1918 г. владыка был приговорен к расстрелу за антисоветскую агитацию.
В 1920 г от тифа умер руководитель местной организации большевиков и ревкома Герасим Сергеевич Овсяник. С почестями был похоронен в центре города. Примерно через три десятилетия его прах был перенесен на Екатерининское кладбище.
В 1922 г. Свято-Троцкий собор был разорён, службы прекращены. Из вяземских храмов комиссией по изъятию церковных ценностей вывезены все серебряные ризы с икон и утварь.
В 1924 г из России навсегда уехала первая женщина-археолог, имевшая профессиональное образование Е.Н.Клетнова (1869- 1937). Ей принадлежат многочисленные научные и популярные работы по истории Смоленского края, а также – уникальные записки о жизни в Вязьме в период 1917 -1918 гг.
В марте 1930 г решением исполкома горсовета вяземские храмы были отобраны у верующих, имущество разграблено и уничтожено. С храмов сняты кресты и главы. Колокола вывезены на металлолом. Большинство зданий переданы спичечной фабрике. Богородицкая церковь передана для использования под дом физкультурника, затем - «передана ОКРОНО под 2-ое кино...», в доме священника была основана общественная столовая.
К началу 1930 г промышленность города получила дальнейшее развитие. В годы предвоенных пятилеток в Вязьме были построены: хлебо-, мясо- и пищекомбинаты, кирпичный завод. Действовали 3 льнозавода и 10 маслозаводов, строились мебельная фабрика, уксусный завод.
В середине 30-х годов в городе, как и по всей стране, шли политические репрессии. В память о погибших на улице Парковой, между домами 4 и 8 установлен памятный знак с надписью: "Предположительно на этом месте, где похоронены сотни известных и неизвестных людей, жертв политических репрессий, находится прах известного белорусского писателя, ученого и педагога Максима Ивановича Горецкого".
31 июля 1941 г фашистская авиация совершила первый налет на Вяземский железнодорожный узел. Погибли сотни мирных жителей. В память об этом на здании железнодорожного вокзала установлена мемориальная доска.
В августе-сентябре 1941 г на ст. Вязьма были организованы и направлены в тыл врага партизанско-диверсионные отряды железнодорожников, мужественно сражавшихся под командованием бывшего начальника Рославльского паровозного депо К.С. Заслонова и других.
В начале октября 1941 г фашистские войска нанесли мощный удар, прорвались к Днепру и подошли к Вязьме. В окружение попали 19,20, 24, 32-я армии и отдельные части Западного фронта. Генерал-лейтенант М.Ф. Лукин возглавил окруженную группировку и 12 октября предпринял попытку прорыва в районе села Богородицкое. Советские войска на этом участке были разгромлены… Официальные данные о потерях до сих пор не обнародованы. Из немецких источников известно, что 660 тысяч красноармейцев попали в плен, а число погибших составило около 1,5 млн. человек. Одна из крупнейших трагедий Великой Отечественной войны сохранилась в истории под названием «Вяземский котел».
В 1941 г органы НКВД проводили расстрелы красноармейцев, попавших в окружение под Вязьмой. Сегодня об этом свидетельствует памятный знак у церкви Петра и Павла.
В конце 1941 г возобновлено богослужение в Свято-Троцкий соборе, и с тех пор не прекращалось.
Зимой 1942 г. 33-я армия генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова вела в районе Вязьмы кровопролитные бои с превосходящими силами противника, отвлекая на себя фашистские дивизии, снятые из-под Ленинграда и Сталинграда. Родина высоко оценила этот подвиг.
12 марта 1943 г. Вязьма была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Груды развалин и пепла оставили фашисты на месте древнего города. Константин Симонов писал: «Вязьма разбита и сожжена так, что ничего не могу понять: с одного конца насквозь видны развалины на другом конце города».

   

11 августа 1943 г. было принято постановление СНК СССР и РСФСР о первоочередных мерах по восстановлению города.
В 1944 г в Введенском храме находилась столярная мастерская и клуб строителей

1 ноября 1945 г. было принято постановление СНК СССР о включении Вязьмы в число 15 древнерусских городов, подлежащих первоочередному восстановлению. Очень много для возрождения старинного города сделал Петр Дмитриевич Барановский, уроженец села Шуйского Смоленской области, один из основоположников отечественной реставрационной школы.
К 4-й годовщине освобождения в Вязьме была восстановлена треть довоенного жилого фонда и 18 предприятий.
С начала 50-х гг. разворачивается новое жилое строительство, немного позже — строительство новых предприятий. Согласно генплану города (автор П. И. Болдырев), древний центр застраивался 2—5-этажными домами, там сохранялась историческая планировка как памятник русского градостроительства.
Первые крупные общественные здания — вокзал (сдан в эксплуатацию 12 апреля 1951 г.) и клуб железнодорожников, построенный методом народной стройки.
В центре восстанавливаемой после войны Вязьмы был открыт памятник, посвящённый героическим событиям Великой Отечественной войны, - в честь генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова и воинов 33-ей армии. Этот монумент работы известного советского скульптора Е. В. Вучетича и архитектора Я. Б. Белопольского установлен в 1946 году.
В середине 50-х гг. возведены кинотеатр и городской Дворец культуры. Облик новой Вязьмы – города с героической судьбой определили просторные площади и новые жилые кварталы.
В 1962-1972 гг проведены первые      ремонтно-восстановительные      работы Богородицкого храма. Были воссозданы купола, отремонтирована трапезная, заменена кровля на храме, определены фундаменты колокольни.
В 1974-1977 гг проводились реставрационные работы в Свято-Троицком соборе по фундаментам, на фасадах и в интерьере храма.
В 1976 г к "Олимпиаде-80" Вяземским участком реставрации, под руководством прораба А.И.Степочкина, по проекту архитектора Д.С.Соколова, начата реставрация Иоано-Предтечева монастыря и других вяземских храмов.
В 1988 г Введенский храм использовался Молодежным центром при Вяземском горкоме комсомола.
В 1989 г. Вязьма с размахом отметила свое 750-летие
В марте 1992 г. Введенский храм передан Смоленской Епархии, возобновлено Богослужение.
3 мая 1993 г. Свято-Троицкий собор посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В 1993-2000 годах в Введенском храме проведены реставрационные работы.
В 1995 г митрополитом Кириллом заложено и освящено основание каменного храма в честь преподобного Сампсона Странноприимца.
19 августа 1995 г в Преображенском храме был отслужен первый молебен, после 65-ти лет забвения.
23 ноября 1997 г. Троицкий престол Свято-Троицкого собора освящен епископом Балтийским Пантелеимоном, бывшим викарием Смоленской епархии.
4 декабря 1999 г. главный престол Введенской церкви освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в честь Введения во храм Божией Матери. При храме действует детская Воскресная школа.
5 декабря 1999 г. митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом освящен храм в честь преподобного Сампсона Странноприимца. За труды по возведению храма директор дома-интерната А.И. Морозов по представлению митрополита Кирилла, награжден Патриархом Алексием II орденом преподобного Сергия Радонежского. 
2 мая 2000 г. Никольский придел Свято-Троицкого Собора освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.
3 мая 2001 г в День Святой Троицы митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом было освящено место под строительство нового храма в честь св. блгв. Александра Невского.
6 февраля 2002 года вяземские депутаты внесли изменения в Устав Вяземского района Смоленской области. В статье 14 "Герб и другие символы Вяземского района" появилась поправка, свидетельствующая, что "День города празднуется ежегодно в день Пресвятой Троицы, отмечаемой Русской Православной церковью".


На главную       Вернуться назад

 ВНИМАНИЕ!!!

Редакция сайта не отвечает за комментарии, но оставляет за собой право на их редактирование! Подробнее...